Учитывая резко обострившуюся в последнее время обстановку в Юго-Осетии в связи с открытой агрессией со стороны Республики Грузия и с целью повышения эффективности управления для скорейшего выхода из кризисной ситуации, собрание считает необходимым сосредоточение всей полноты власти в едином органе и решает:
1. Образовать комитет по стабилизации обстановки в Юго-Осетии в следующем составе:
Гассиев 3. Н. - председатель комитета, Хугаев Г. Г. - заместитель председателя комитета, Джиоев И. Г. –член комитета, Дзагоева Е. П. - член комитета, Засеев Ф. М. - член комитета, Кабисов Р. С. - член комитета, Кочиев С. Я. - член комитета, Санакоев М. Г. - член комитета, Тедеев А. И. - член комитета, Чочиев Б. Е. - член комитета.
2. Передать комитету по стабилизации обстановки в Юго-Осетии всю полноту государственной, исполнительной и распорядительной власти на всей территории Юго-Осетии до полной стабилизации обстановки, окончательного определения политического статуса и восстановления государственных структур.
3. Решения комитета являются окончательными и подлежат неукоснительному исполнению всеми организациями, учреждениями предприятиями и хозяйствами.
4. Приостановить функционирование всех высших органов власти Юго-Осетии с передачей их структурных подразделений в подчинение комитета по стабилизации обстановки в Юго-Осетии на период его деятельности.
Первый заместитель председателя исполкома Совета народных депутатов Юго-Осетии Г. Хугаев.
Секретарь исполкома Совета народных депутатов Юго-Осетин В. Петоев.
23 марта 1991 г.
(Газета “Советская Осетия”, № 29, 27 марта 1991 г.)
Постановление СобраниЯ Народных Депутатов областного, городского, районных, поселкового и сельских Советов Юго-Осетинской Автономной Области об исполнении Указа Президента СССР от 7 января 1991 года и Постановления Верховного Совета СССР от 1 апреля 1991 года
Собрание народных депутатов Советов всех уровней отмечает, что в Южной Осетии за последние 2-3 года сложилось нездоровая общественно-политическая ситуация. Она особенно обострилась после того, как в ноябре 1989 года, а затем в марте и июне 1990 г. Верховный Совет Грузинской ССР признал незаконными и недействительными все государственные структуры Грузии, принятые после 25 февраля 1921 года. Противоправными были признаны также Договор Грузии с СССР от 21 мая 1921 г. , Договор о создании ЗСФСР от 12 марта 1922 г. и Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 года.
Тем самым Высший законодательный орган Грузии упразднил во всей республике советские структуры и фактически отменил Конституцию Грузинской ССР. Учитывая сложившиеся обстоятельства, 14 сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области от 20 сентября 1990 года приняла решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику.
Вслед за этим, 1 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии принял закон об упразднении Юго-Осетинской автономной области, образованной Декретом ВЦИК в апреле 1922 года.
Однако эти решения Указом Президента СССР от 7 января 1991 года “О некоторых законодательных актах, принятых в декабре 1990 года в Грузинской ССР” признаны не соответствующими Конституции СССР и законам СССР.
Трагически развернулись события в Южной Осетии после введения в г. Цхинвали в ночь с 5-го на 6-е января 1991 года грузинских милицейских формирований. Положение в дальнейшем усугубилось тем, что Указ Президента СССР от 7 января 1991 года не был исполнен ни Республикой Грузия, ни Южной Осетией.
Стабилизация общественно-политической ситуации и решение многих жизненно важных вопросов в чрезвычайных условиях затянулась из-за отсутствии законной исполнительной власти в Южной Осетии.
Собрание народных депутатов, констатируя, что в условиях чрезвычайного положения, когда оккупирована большая часть территорий Цхинвальского и Знаурского районов, а страшное землетрясение разрушило сотни объектов народного хозяйства, тысячи домов в десятках сел области и полностью стерт с лица земли поселок Джава, когда Ленингорский район Южной Осетии оказался отторгнутым от остальной части автономной области, считаем, что следует безотлагательно и в полной мере исполнить Указ
Президента СССР от 7.01.91г. и Постановление Верховного Совета СССР от 1.04.91 г.
Исходя из изложенного и выражая тревогу за дальнейшее развитие событий в регионе, стремясь к прекращению межнационального противостояния осетинского и грузинского народов, Собрание народных депутатов Советов всех уровней Южной Осетии постановляет:
1. Во исполнение Указа Президента СССР от 7 января 1991 года “О некоторых законодательных актах, принятых в декабре 1990 года в Грузинской ССР” и Постановления Верховного Совета СССР от 1 апреля 1991 года “О положении в Юго-Осетинской автономной области” отменить решение 14 сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области от 20 сентября 1990 года “О преобразовании Юго-Осетинской автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику”.
2. Восстановить деятельность органов государственной власти и управления Юго-Осетинской автономной области, действующие до сентября 1990 года.
3. Принимая во внимание крайне сложную общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в области и режим чрезвычайного положения в г. Цхинвали и Джавском районе, высшим органом власти в Юго-Осетинской автономной области до очередных выборов в местные Советы народных депутатов считать Собрание народных депутатов Советов всех уровней.
4. В период между собраниями исполнительным и распорядительным органом является исполнительный комитет Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области.
5. Собрание считает необходимым, опираясь на волеизъявление народа Южной Осетии, выраженное в ходе референдума СССР от 17 марта 1991 г. о сохранении и обновлении Союза ССР, обратиться в Верховный Совет СССР с ходатайством признать область самостоятельным участником Договора о Союзе суверенных республик и в качестве субъекта федерации подписать этот Договор. Для участия в подготовке Договора и его подписании образовать полномочную делегацию Юго-Осетинской автономной области в составе:
1. Гассиев З. И.-руководитель делегации, 2. Кочиев Г. В., 3. Хубулов В. Н., 4. Хугаев Г. Г., 5. Чехоев А. Г.
6. Просить Верховный Совет СССР утвердить настоящее решение.
7. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации области, довести его до сведения Верховного Совета Грузии.
Председатель Собрания З. Гассиев.
Секретарь Собрания Л. Остаева.
4 мая 1991 г.
(Газета “Советская Осетия”, № 41, 16 мая 1991 г.)