Арабское господство особенно тяжело ощущалось в Картли. Это и понятно, так как Картли была сердцем страны и значительным стратегическим регионом, принимавшим на себя первый удар вражеских нашествий. Арабы не смогли прочно утвердиться в Западной Грузии. Не удавалось им также сохранить за собой горную Кахети. Арабское государство занимало огромную территорию в Европе, Африке и Азии. Править такой огромной империей из одного центра было совершенно невозможно. Основанное на военном насилии объединение народов, стоявших на различных ступенях развития, было обречено на развал.
В конце VIII века началось ослабление арабского халифата, на перифериях против поработителей вспыхивали восстания. Слабость арабского халифата ощущалась и в Грузии. В период освободительной борьбы покоренных народов против арабов в Грузии начинается формирование независимых царств и княжеств.
1. Кахетское княжество. Одним из первых сформировалось Кахетское княжество. Образование этого княжества связано с грузинским племенем «цанари», первоначально жившим в Дарьяльском ущелье (ныне Казбегский район). Не избежали арабского гнета и цанары.
В 70-х годах VIII века цанары подняли крупное восстание против арабов. Имеющихся на Кавказе арабских военных сил оказалось недостаточно для подавления восстания и халиф прислал дополнительно 20-тысячную армию. В борьбе с арабами цанары потеряли 16 тысяч человек и потерпели поражение. Возможно, что в то время арабы воевали с уже сформировавшимся Кахетским княжеством.
К концу VIII века, повидимому, Кахети освободилась от арабского господства. Тогда же и был перенесен центр княжества в Тианети. Кахетские князья носили титул хорепископа. С самого же начала Кахетское княжество ведет активную политику: организует борьбу против арабов, участвует в борьбе за объединение Грузии и расширяет свои границы.
2. Княжество Эрети. Во второй половине VIII века к востоку от Кахети формируется княжество Эрети. Это княжество еще при царствовании Горгасала было одним из эриставств Картлийского царства. Затем оно входило в состав Картлийского эристмаварства. В конце IX века эретский князь получил титул царя ранов («Аран-шах»). В середине X века при правлении Ишханика и его матери Динар-царицы (сестры Гургена Диди Багратиони) в Эретском княжестве восстановилось православие. Существует мнение, что эретские цари были представителями одной из ветвей династии Багратионов.
3. Абхазское царство. Образование Абхазского царства произошло при иных обстоятельствах. На крайнем северо-западе Грузии арабское господство не было установлено (Даже Мурван-Кру дальше Анакопии не смог продвинуться).
Здесь главным противником считалась Византийская империя. В начале VIII века усиливается Абхазское эриставство. Вначале византийцы даже способствовали этому усилению, надеясь использовать сильное эриставство в борьбе с арабами. Абхазское эриставство постепенно расширяет свои границы и присоединяет к себе Апшилети.
Во второй половине VIII века абхазский эристав Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Западную Грузию. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское царство сначала же было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за объединение Грузии и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX-X веков епископства Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу. Это было значительным событием: предпосылкой к политическому объединению Грузии стало церковное объединение страны, т. е. подчинение всея Грузии мцхетскому католикосу.
4. Царство Тао-Кларджети. Позднее всех сформировалось царство Тао-Кларджети. Спасаясь от арабов, последний эрисмтавар Картли Ашот Багратиони покинул Картли и поселился в юго-западной Грузии, в Кларджети со своей семьей и сторонниками. Ашот Багратиони восстановил основанный Вахтангом Горгасалом город Артануджи и сделал его своей резиденцией. Чуть раньше Ашота Багратиони свою деятельность в этом краю начал виднейший грузинский духовный деятель Григол Хандзтели. Именно они заложили основу усилению княжества Тао-Кларджети. Более того, можно с уверенностью утверждать, что с деятельности Ашота Багратиони и Григола Хандзтели начинается борьба за объединение и возрождение Грузии.
Византийский император пожаловал Ашоту титул курапалата. Ему хотя и формально, покровительствовала Византия, но реально он своими силами боролся за усиление княжества. В период правления Ашота в княжество входили: Шавшети, Кларджети, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани. Ашот присоединил к себе и Шида Картли. У него были противники и внутри княжества. Историк Сумбат Давитисдзе передает, что Ашот собрал войско против арабов, но среди них оказались изменники, которые убили его (826). У него осталось трое сыновей: Адарнасе, Баграт и Гуарам. Правителем Тао-Кларджети и курапалатом стал Баграт. Поколение Ашота разделилось на ветви: Багратиони из Артануджи (преемники Адарнасе) и Багратиони из Тао (преемники Баграта, цари будущей единой Грузии). Преемники Гуарама стали жертвой внутренних междоусобиц рода Багратиони. После смерти Ашота княжество ослабло и потеряло часть своих владений.
В 888 году внук Баграта Курапалата Адарнасе получил титул «царя картвелов». Отныне и царство Тао-Кларджети стало называться «Царством картвелов». Особенностью этого царства было то, что оно фактически состояло из нескольких небольших княжеств. Каждый из рода Багратиони имел свои собственные владения. Хотя высшим властителем царства был «царь картвелов», но каждый из них действовал по своему усмотрению.
5. Тбилисский эмират. Отдельную политическую единицу представлял собой Тбилисский эмират. Его территория уменьшалась вместе с ослаблением власти арабов. После потери Картли эмиру подчинялись лишь Тбилиси и его окрестности. Эмиры стремились к независимости от халифата и в определенные периоды добивались этого.
В IX-X веках в борьбе за объединение Грузии в той или иной степени принимали участие все политические силы страны.